Краткая история Красноярска в датах
Урочище Красноярск — очень удобное место для проживания; человек осваивал территорию города с глубокой древности. Поселения древних людей на территории нынешнего города были обнаружены достаточно давно, ещё в XIX веке и были отнесены к эпохе верхнего палеолита (около 35 тысяч лет назад). Есть сведения о более древних стоянках на территории будущего города. В первые века нашей эры сюда пришли предки кетоязычных народов — ассанов, коттов, калмажей, полностью исчезнувшие к началу XVIII века. Позднее в междуречье Енисея и Качи жили такие народы, как аринцы и качинцы. Их поселение называлось «Кызыл-яр-Тура», то есть «город красного берега».
Перед приходом русских территория современного Красноярска входила в Езерское княжество енисейских кыргызов. Гора Кум-Тигей, вероятно, была священным местом качинцев. Летом 1927 года экспедиция музея Приенисейского края под руководством сибирского археолога С. А. Теплоухова обнаружила на Караульной горе, где ныне располагается Часовня Параскевы Пятницы, богатое захоронение XIII—XIV веков. Богатство предметов, обнаруженных в могильнике может свидетельствовать о том, что на горе были захоронены члены знатного княжеского рода, которые, вероятно, и правили этой территорией.
Местность, на которой впоследствии был построен Красноярск, стала известной русским ещё в 1608 году. В этом году казаки из Кетского острога, под предводительством енисейско-остяцких князьков Урнука и Намака, отправились вверх по Енисею, с намерением найти «новыя землицы», а затем присоединить их к владениям московского царя. Плывя вверх по Енисею, казаки встретили землю, которою владел аринский князёк Тюлька, и назвали её «Тюлькинскою землицей». Это название удержалось до построения Красноярского острога и ухода аринцев. Аринцы, поддерживаемые не только качинцами, но и енисейскими киргизами, долгое время не соглашались платить ясак русским и принимали все меры к удалению последних с занятого ими места. С этою целью они почти беспрерывно беспокоили их набегами, которые, в конце концов, стали настолько опасными, что казаки решили обратиться к Енисейскому воеводе с просьбою о помощи и защите.
Есть все основания для того, чтобы относить воцарение русских на этой территории к более раннему периоду, чем сейчас принято считать. Также есть мнение, что Красноярск был основан не в 1628 году, а примерно на четверть века раньше этой официально признанной даты: ведь если он был назван Новокачинским острогом, значит, был и Старокачинский или просто Качинский. Предполагаемое место расположения острога — впадение Бугача в Качу. Подтвердить это возможно археологическими раскопками.
Первым гербом и печатью города была личная печать Ивана IV Грозного.
Енисейский воевода Яков Хрипунов, имея в своём распоряжении «для разных поручений и посылок в дальние земли» дворянина Андрея Дубенского, которого он привёз с собою из Москвы в 1623 году, послал его осмотреть землю, занятую казаками и, найдя на ней удобное место, распорядился построить острог для защиты от нападений местных племён. Дубенский нашёл удобное место для постройки острога, составил план и с ним для его просмотра и утверждения отправился в Москву. Представленный план в Москве одобрили и разрешили приступить к постройке острога.
По возвращении из Москвы Дубенский, взяв с собой триста казаков, в конце 1627 года отправился из Енисейска для закладки нового острога. 19 августа 1628 года русскими был построен «малый» острог и назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, составляющего толщу левого высокого берега реки Качи, ниже Красноярска, напротив Татышева острова[25][26]. Этот день считается днём основания Красноярска. С 1631 года Красноярский острог стал центром уезда.
В 1659 году был возведён «большой» Красноярский острог. Строительство нового острога, почти сразу же ставшего центром сбора ясака, вызвало недовольство местного населения, состоявшего в основном из данников, «кыштымов» енисейских кыргызов, правители которых, в свою очередь, являлись вассалами государства Алтан-ханов (Северо-Западная Монголия). В 1667 и 1679 годах острог дважды осаждался сильным войском кыргызского хана Иренека.
В 1690 году Красноярский острог получил статус города. Растущее социальное неравенство населения и рост воеводских злоупотреблений привели к народному возмущению 1695—1700 годов, известному как «Красноярская шатость».
Служилые люди и их семьи долгое время оставались главными жителями Красноярска. В 1671 году из 242 дворов казакам принадлежало 227, а в 1713 году — 292 двора из 317. В 1708 году население города составляло 849 человек, а в 1713 году в нём проживало 1295 мужчин и 1217 женщин.
В 1722 году Фридрих Иоганн Табберт-Страленберг и Даниил Готлиб Мессершмидт впервые определили точное географическое положение города с помощью астрономических наблюдений. В 1733—1734 годах в Красноярске жил Витус Беринг, готовивший провиант и снаряжение для своей экспедиции.
Постепенный рост Красноярска начался с приходом в город в 1735 году Сибирского тракта (сейчас федеральная трасса Р255 «Сибирь»), связавшего Красноярск с Ачинском, Канском и другими частями страны. Однако ещё в 1772 году население города составляло всего около двух тысяч жителей, и Красноярск оставался небольшим уездным городом.
В 1734—1743 годах в Красноярске жил и работал немецкий учёный-естествоиспытатель и путешественник Иоганн Георг Гмелин, оставивший интересное описание быта и нравов местных жителей: «Мы торопились, чтобы ещё днём приехать в город, и через деревни Берёзовку и Лодейку вечером около пяти часов счастливо прибыли в Красноярск. Служивые живут здесь очень хорошо и большей частью зажиточно» — так писал академик про город и его жителей. Тогда была описана кабарга, исследованы Бирюсинская и Овсянская пещеры.
В 1756 году неподалёку от Красноярска был основан железоделательный завод купца Н. Власьевского.
В 1759 году в городе была открыта школа для обучения детей духовенства на латинском языке.
В 1771—1773 годах Красноярск трижды посетил и, в общей сложности, провёл в нём целый год известный российский учёный академик Петер Симон Паллас, обнаруживший 680-килограммовый обломок метеорита, названный позже Палласовым железом или «Красноярском». Здесь Паллас написал две из трёх книг своего труда «Путешествие по Сибири», в который включил подробный естественно-экономический очерк состояния города и уезда[30]. В 1772 году метеорит был отправлен в Петербург.
После сильного пожара 1773 года, оставившего в Красноярске только тридцать домов, из Тобольска был прислан сержант геодезии Пётр Моисеев, составивший для города новую линейную планировку петербургского типа. Это стало началом современного Красноярска.
В 1784 году в городе была открыта первая в России уездная публичная библиотека.
Александр Радищев, будучи в Красноярске проездом в 1791 году, возвращаясь из ссылки, писал: «В правой стороне открывается каменный хребет, которого видны в иных местах острые и голые концы. В левой стороне берега гористые, наконец, к Красноярску безлесисты и красностью своей показывают изобильную железную руду. Енисей течет меж гор, оставляя в лощинах к нему прилежащих, места изобильные. Красноярск имеет положение, как некоторые города в Альпах. Правый берег вдоль идет высок и горы неровные. Левый берег высок же, но поверхность его ровна».
В 1805 году на Караульной горе в память о стоявшей здесь казачьей сторожевой вышке была построена деревянная часовня.
В 1819 году в городе было открыто уездное училище с полным курсом начального обучения.
С 1822 года Красноярск стал центром образованной тогда же Енисейской губернии.
В 1828 году в Красноярске вышел в свет один из первых в Сибири литературно-художественных журналов «Енисейский альманах».
В 1833 году близ Красноярска был основан Знаменский стекольный завод. В 1853 году при заводе была построена фаянсовая фабрика, выпускавшая блюда, тарелки, миски, чашки, умывальники, соусницы и другие необходимые в быту предметы.
В 1834 году в городе был основан городской сад, ныне Центральный парк.
В 1845 году на Новобазарной площади состоялась закладка крупнейшего в Сибири Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Константина Тона.
В 1846 году была открыта публичная библиотека, существующая по сей день.
В 1855 году на Караульной горе вместо деревянной часовни была возведена каменная.
В 1858 году в городе было отмечено первое землетрясение.
Во времена Российской империи город был одним из мест политической ссылки. Восемь декабристов было сослано в Красноярск после подавления восстания 1825 года. С декабря 1860 года по март 1864 года здесь жил и работал организатор петербургского революционного кружка «петрашевцев» М. В. Буташевич-Петрашевский.
В 1863 году было открыто пароходное движение по Енисею. Тогда же в городе начала работу телеграфная станция.
В 1889 году в Красноярске был открыт городской общественный музей, была открыта первая в Сибири фельдшерская школа. В 1890 году здесь был торжественно открыт отдел Императорского Московского общества сельского хозяйства.
Антон Чехов в путевых очерках «О Сибири» в 1890 году писал: «Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала до самого Енисея…» «Природа же, которую боготворят инородцы, уважают наши беглые и которая со временем будет служить неисчерпаемым золотым прииском для сибирских поэтов, природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея». «На этом берегу Красноярск — самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные».
В 1891 году в Красноярске останавливался наследник русского престола, позже император Николай II. Тогда же в городе в магазине купца Гадалова впервые появилось электрическое освещение.
В 1892 году в Красноярске заработала первая телефонная станция.
В 1894 году в городе было открыло первое в Сибири техническое железнодорожное училище.
Дальнейший рост города был связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. После заключения в 1893 году российским правительством торгового договора с Великобританией из Шотландии вышел совместный русско-английский караван под командованием английского капитана Виггинса. Гружёный железнодорожными рельсами караван преодолел Северный Ледовитый океан, Карское море и благополучно достиг устья Енисея. От селения Гольчиха рельсы были переправлены по Енисею до Красноярска. Эта экспедиция первой проложила северный путь из Европы в Сибирь.
В 1895—1896 годах осуществлялось строительство Главных железнодорожных мастерских.
В 1895—1896 годах в городе неоднократно останавливался и работал министр путей сообщения Российской империи князь М. И. Хилков, в честь чего в городе установлена мемориальная доска.
В 1901 году открыт Красноярский отдел Русского Географического общества.
В декабре 1905 года в городе существовала Красноярская республика.
В 1912 году дала ток водопроводно-электрическая станция мощностью 450 кВт.
В 1913 году в Красноярске был построен первый городской водопровод.
В том же году в Красноярске останавливался знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В книге «В страну будущего» позже он вспоминал: «Итак мы достигли Красноярска — цели, к которой так долго стремились… Мы посетили городской парк, который слывёт лучшим во всей Сибири… Улицы в городе широкие и прямые, на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окружённой горами…»
В 1920 году в Красноярске была расстреляна создательница первого в истории русской армии женского батальона Мария Бочкарёва.
В 1932 году пущен городской автобус, в 1935 году — паровой трамвай.
В советские годы Красноярск стал одним из крупнейших городов Сибири и РСФСР.
В 1928 году появился аэродром.
В 1934 году Красноярск становится административным центром Красноярского края.
Во время Великой Отечественной войны в город было эвакуировано множество заводов из Европейской России.
31 августа 1951 года решением Правительства РСФСР Красноярск был отнесён к городам республиканского подчинения, но 3 июня 1958 года вновь стал городом краевого подчинения.
В 1952 году было построено здание речного вокзала.
В 1958 году пущен трамвай на электрической тяге, в 1959 году — троллейбус.
После распада СССР город испытал некоторую депопуляцию, но уже в конце XX века стал вновь расти.
В 1995 году начато сооружение Красноярского метрополитена.
В 2006 году в городе был организован первый из российских федеральных университетов Сибирский федеральный университет.
До 2010 года Красноярск имел статус исторического поселения, однако приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.
10 апреля 2012 года Красноярск стал четырнадцатым в России городом-миллионером.
29 октября 2015 года торжественно открыт четвёртый автомобильный мост.